Что такое нотация моделирования бизнес-процессов

Каковы ваши планы в отношении BPMN-схем?

Хочу лучше познакомиться с BPMN-схемами.
Хочу создать собственную BPMN-схему в Lucidchart.

Специалисты разных сфер, включая продажи и ведение проектов, регулярно прибегают к помощи программ для составления схем по методу моделирования бизнес-процессов (BPMN). Здесь вы познакомитесь с азами методов BPMN и BPMN 2.0, а также с историей, целями, преимуществами, символами и разновидностями схем моделирования бизнес-процессов и найдете полезные советы по их составлению.

Читается за 8 мин.

Хотите создать BPMN-схему? Попробуйте Lucidchart! Быстро, легко и бесплатно.

Создание BPMN-модели

Что такое BPMN?

Нотация моделирования бизнес-процессов (BPMN) — это метод составления блок-схем, отображающий этапы выполнения бизнес-процесса от начала до конца. BPMN-схемы наглядно и подробно демонстрируют последовательность рабочих действий и перемещение информационных потоков, необходимых для выполнения процесса, а потому являются одним из ключевых инструментов управления бизнесом.

пример bpmn-схемы

Цель применения метода BPMN — смоделировать способы адаптации под новые условия, а также пути повышения эффективности и конкурентоспособности. За последние несколько лет данный метод подвергся стандартизации и получил несколько исправленное название — «модель и нотация бизнес-процессов», — однако аббревиатура BPMN осталась без изменений. Стоит отметить, что этот метод отличается от унифицированного языка моделирования (UML), применяемого в разработке программ.

Экскурс в недавнюю историю

Метод нотации моделирования бизнес-процессов был разработан организацией Business Process Management Initiative (BPMI) и с тех пор претерпел ряд доработок. В 2005 году произошло слияние BPMI с группой компаний Object Management Group (OMG), и последняя взяла инициативу в свои руки. В 2011 году OMG выпустила BPMN 2.0 и изменила название метода на «модель и нотацию бизнес-процессов». Перемена ознаменовала внедрение более подробного стандарта моделирования бизнес-процессов с использованием расширенного набора символов и способов нотации для схем бизнес-процессов. С 2014 года в дополнение к BPMN также появился новый метод создания блок-схем — стандарт «модель и нотация принятия решений», так как BPMN обычно не подходит для схематизации потоков решений.

Цели и преимущества

BPMN-схемы верхних уровней рассчитаны на участников бизнес-процесса и других заинтересованных лиц, которые с их помощью могут получить доступную картину задействованных этапов. Схемы более детальных уровней предназначены для тех, кто непосредственно вовлечен во внедрение процесса, и в них содержится достаточно информации для выполнения этой задачи. BPMN-схемы описывают бизнес-процессы единым стандартизированным языком, который понятен всем участникам независимо от уровня их технических познаний, то есть бизнес-аналитикам, исполнителям процесса, менеджерам, разработчикам, а также внешним сотрудникам и консультантам. В идеале эти схемы должны представлять последовательность действий достаточно подробно и понятно, чтобы перекинуть удобный мостик от проекта бизнес-процесса до его внедрения.

Информация, представленная в виде схемы, как правило, удобнее для понимания, чем описание в виде текста. Схематизация упрощает как обмен информацией, так и совместную работу по созданию эффективного процесса с целью достижения качественного результата. Схемы также способствуют ведению дискуссии при составление XML-документов, необходимых для выполнения различных процессов (XML — Extensible Markup Language — «расширяемый язык разметки»). Основной стандарт XML носит название BPEL (или BEPEL4WS), что расшифровывается как Business Process Execution Language for Web Services («язык исполнения бизнес-процессов для веб-служб»).

Элементы и символы схем в BPMN 2.0

BPMN позволяет изобразить четыре типа элементов в составе схем бизнес-процессов:

  1. Объекты потока: события, действия, шлюзы
  2. Соединительные объекты: потоки последовательностей, потоки сообщений, связи
  3. Плавательные дорожки: пулы (бассейны) или дорожки
  4. Артефакты: объекты данных, группы, аннотации

Рассмотрим отдельные элементы и то, как они применяются для характеристики бизнес-процессов.

События

Сигнализируют начало, изменение или завершение процесса. Среди разновидностей событий выделяют сообщение, таймер, ошибку, компенсацию, сигнал, отмену, эскалацию, ссылку и другие. События обозначаются в виде кругов с другими значками внутри (согласно типу события). В зависимости от функции выделяют события-инициаторы и события-обработчики.

bpmn-символы событий

Действие

Отдельные действия, или задачи, выполняются человеком или системой. На схеме действия изображаются в виде прямоугольников с закругленными углами. Для детализации действий применяются подпроцессы, циклы, компенсации и множественные экземпляры.

BPMN-символы действий

Развилка

Точка принятия решения, которое может повлиять на путь процесса в зависимости от условий или событий. Изображается в виде ромба. Среди развилок выделяют «или/или» либо «и/или», а также параллельные, комплексные и другие в зависимости от данных или событий.

BPMN-символы развилок

 

Последовательность

Демонстрирует порядок действий, подлежащих выполнению. На схеме изображается в виде прямой линии со стрелкой. Может обозначать условный поток или поток по умолчанию.

поток последовательностей в bpmn

Поток сообщений

Показывает движение сообщений через пулы, или организационные структуры, например, отделы. Поток сообщений не должен связывать события или действия в пределах пула. На схеме он обозначается пунктирной линией с кружком в начале и стрелкой на конце.

поток сообщений в bpmn

Связь

Изображается в виде пунктирной линии и привязывает артефакт или текст к событию, действию или развилке.

ассоциация в нотации bpmn

Бассейн и плавательная дорожка

Бассейны, или пулы, используются для обозначения крупных участников процесса. Разные бассейны могут символизировать разные компании и отделы, но при этом по-прежнему участвовать в процессе. Плавательные дорожки в составе бассейна показывают действия и потоки, относящиеся к конкретным участникам или должностям, давая нам понять, кто отвечает за каждую часть процесса.

значок плавательной дорожки в bpmn

Артефакт

Дополнительная информация, которую разработчики могут включить в схему для достижения желаемого уровня детализации. Выделяется три типа артефактов — объект данных, группа и аннотация. Объект данных показывает, какая информация требуется для выполнения действия. Группа позволяет логически объединить действия, не меняя потока на схеме. Аннотация дополнительно поясняет ту или иную часть схемы.

значки артефактов в bpmn

Создание диаграмм быстро и легко с Lucidchart. Начните бесплатную пробную версию сегодня, чтобы начать создавать и сотрудничать.

Создание BPMN-модели

Кто занимается моделированием бизнес-процессов?

Бизнес-процессы можно моделировать с помощью незамысловатых схем, нарисованных от руки, а можно — углубиться в детали и добавить расширяемые элементы, которые затем пригодятся при реализации. Составление наиболее сложных BPMN-схем, как правило, доверяют сертифицированным аналитикам. Консорциум Object Management Group (OMG) проводит пять типов экзаменов по BPMN 2.0, а сама сертификация носит название OCEB 2 (что расшифровывается как OMG-Certified Expert in BPM 2.0 — «эксперт по BPM 2.0, сертифицированный OMG»). Экзаменация проводится по двум направлениям — бизнес и техническая составляющая. Задача OMG — стандартизировать моделирование бизнес-процессов с помощью BPMN 2.0 примерно таким же образом, как унифицированный язык моделирования (UML) стандартизировал разработку программного обеспечения.

Освоение BPMN требует времени и усилий, но результат — углубленное понимание собственного бизнеса и широкое поле для развития — того стоит. Версия 2.0 привносит в BPMN расширенный набор стандартных символов и элементов нотации, позволяя вам при желании более подробно описать свои рабочие процессы.

Идея моделирования бизнес-процессов состоит в том, чтобы дать компаниям возможность запустить непрерывный цикл развития. Этапы этого цикла — моделирование, реализация, внедрение, мониторинг и оптимизация, и во всем этом ключевую роль играют именно BPMN-схемы.

Субмодели в составе BPMN-схем

BPMN-схемы предназначены для широких аудиторий с разной степенью технической подкованности. Субмодели позволяют любому участнику совещания или презентации легко сориентироваться в разных разделах схемы и найти то, что ему нужно. Среди субмоделей выделяют следующие типы:

  • Частные бизнес-процессы. Внутренние процессы конкретной организации, не выходящие за пределы пулов.
  • Абстрактные бизнес-процессы. Формируются между частным/внутренним процессом и другим участником или процессом. Абстрактный процесс демонстрирует внешнему миру последовательность сообщений, необходимых для взаимодействия с частным процессом, но не показывает сам процесс.
  • Взаимодействия. Показывают взаимодействия между двумя или более бизнес-сущностями.

Другие виды схем

В BPMN также выделяют другие виды схем: обмен сообщениями, хореография и совместная работа.

  • Схема хореографии демонстрирует взаимодействие между двумя или более участниками. Также может разбиваться на субхореографии.
  • Схема совместной работы показывает взаимодействие между двумя или более процессами с применением минимум двух пулов. В схеме совместной работы можно задействовать любые сочетания пулов, процессов и хореографии.
  • Схема обмена сообщениями по сути, представляет собой упрощенный вариант схемы совместной работы. Показывает группу взаимосвязанных обменов сообщениями в рамках бизнес-процесса. Может разбиваться на субобмены.

Главные советы по моделированию процессов

  1. Четко обозначьте охват процесса, то есть с чего он начинается и чем заканчивается.
  2. Прежде чем моделировать нововведения в BPMN, не помешает сначала схематизировать текущий бизнес-процесс и выделить его недостатки.
  3. BPMN-схема, желательно, должна уместиться на одной странице, даже если это целый плакат (бывает и так).
  4. Потоки последовательностей изображаются горизонтально, а связи и потоки данных — вертикально.
  5. Для разных участников проекта можно создать разные версии схемы с необходимой степенью детализации.
  6. BPMN не подходит для моделирования структур организаций, потоков данных и функционального разбиения. Хотя в BPMN-схемах действительно отражаются некоторые информационные потоки в составе бизнес-процессов, всё же не стоит путать их с диаграммами DFD.

Как моделировать бизнес-процессы в Lucidchart

Смоделировать бизнес-процессы в Lucidchart очень просто. Достаточно пройти регистрацию, выполнить вход и создать пустой документ или воспользоваться готовым шаблоном. Все необходимые объекты можно найти в библиотеке фигур для BPMN, а затем перетащить на холст.

Чтобы схема приобрела нужный вам вид, Lucidchart также позволяет настроить стиль линий, отформатировать текст и изменить положение фигур. Полученный результат можно загрузить, экспортировать или открыть для других пользователей. 


Полезные ресурсы

  • BPMN онлайн

Благодаря интуитивному интерфейсу и полной библиотеке фигур для BPMN Lucidchart идеально подходит для моделирования бизнес-процессов. Убедитесь сами!

Хотите создать BPMN-схему? Попробуйте Lucidchart! Быстро, легко и бесплатно.

Приступим!

  • Ценообразование
  • Индивидуальный
  • Отдел
  • корпоративный
  • Запрос в отдел продаж
КонфиденциальностьЮриспруденцияКуки-файлы
  • linkedin
  • twitter
  • instagram
  • facebook
  • youtube
  • glassdoor

© 2022 Lucid Software Inc.

All About BPMN: Business Process Modeling Notation


Learn the essentials of BPMN and BPMN 2.0, along with the history, purpose, benefits, symbols, diagram types, and key tips for business process modeling.

What is BPMN?

Business Process Modeling Notation (BPMN) is a flow chart method that models the steps of a planned business process from end to end. A key to Business Process Management, it visually depicts a detailed sequence of business activities and information flows needed to complete a process.

bpmn example

Its purpose is to model ways to improve efficiency, account for new circumstances or gain competitive advantage. The method has been undergoing a standardization push in the past few years and is now often called by a slightly different name: Business Process Model and Notation, still using the BPMN acronym. It differs from Business Process Mapping, which diagrams current processes for purposes such as standardization, employee training, quality management and audit compliance. BPMN also is a business counterpart to the Unified Modeling Language (UML) used in software design.

Very recent history

Business Process Modeling Notation was developed by the Business Process Management Initiative (BPMI) and has gone through a series of revisions. In 2005, that group merged with the Object Management Group (OMG), which took over the initiative. In 2011, OMG released BPMN 2.0 and changed the method’s name to Business Process Model and Notation. It created a more detailed standard for business process modeling, using a richer set of symbols and notations for Business Process Diagrams. Since 2014, BPMN has also been complemented by a decision flow chart method called the Decision Model and Notation standard, since BPMN doesn’t naturally lend itself to decision flows.

Purpose and benefits

At a high level, BPMN is targeted at participants and other stakeholders in a business process to gain understanding through an easy-to-understand visual representation of the steps. At a more involved level, it’s targeted at the people who will implement the process, giving sufficient detail to enable precise implementation. It provides a standard, common language for all stakeholders, whether technical or non-technical: business analysts, process participants, managers and technical developers, as well as external teams and consultants. Ideally, it bridges the gap between process intention and implementation by providing sufficient detail and clarity into the sequence of business activities.

The diagramming can be far easier to understand than narrative text would be. It allows for easier communication and collaboration to reach the goal of an efficient process that produces a high-quality result. It also helps with communication leading to XML (Extensible Markup Language) documents needed to execute various processes. One main XML standard is called BPEL or BEPEL4WS, standing for Business Process Execution Language for Web Services.

BPMN 2.0 diagram elements and symbols

BPMN depicts these four element types for Business Process Diagrams:

  1. Flow objects: events, activities and gateways
  2. Connecting objects: sequence flow, message flow, association
  3. Swim lanes: pool or lane
  4. Artifacts: data object, group, annotation

These are the individual elements and how they are used to define a business process:

Events

A trigger that starts, modifies or completes a process. Event types include message, timer, error, compensation, signal, cancel, escalation, link and others. They are shown by circles containing other symbols based on event type. They are classified as either “throwing” or “catching,” depending on their function.

bpmn events

Activity

A particular activity or task performed by a person or system. It’s shown by a rectangle with rounded corners. They can become more detailed with sub-processes, loops, compensations and multiple instances.

BPMN activities

Gateway

Decision point that can adjust the path based on conditions or events. They are shown as diamonds. They can be exclusive or inclusive, parallel, complex, or based on data or events.

 

Sequence Flow

Shows the order of activities to be performed. It is shown as a straight line with an arrow. It might show a conditional flow, or a default flow.

sequence flow bpmn

Message Flow

Depicts messages that flow across “pools,” or organization boundaries such as departments. It shouldn’t connect events or activities within a pool. It is represented by a dashed line with a circle at the start and an arrow at the end.

message flow bpmn

Association

Shown with a dotted line, it associates an artifact or text to an event, activity or gateway.

Pool and Swim Lane

A pool represents major participants in a process. A different pool may be in a different company or department, but still involved in the process. Swim lanes within a pool show the activities and flows for a certain role or participant, defining who is accountable for what parts of the process.

pool swimlane bpmn

Artifact

Additional information that developers add to bring a necessary level of detail to the diagram. There are three types of artifacts: data object, group or annotation. A data object shows what data is necessary for an activity. A group shows a logical grouping of activities but doesn’t change the diagram’s flow. An annotation provides further explanation to a part of the diagram.

Who does business process modeling?

Business Process Modeling can range from simple, hand-drawn diagrams to more involved ones with expandable elements to provide sufficient implementation detail. At its most sophisticated, BPMN is conducted by credentialed analysts. The Object Management Group (OMG) provides five certifications in BPMN 2.0 called OCEB 2, which stands for OMG-Certified Expert in BPM 2.0. One track is business-oriented, and the other is technical. OMG intends for BPMN 2.0 to standardize business process modeling in the same way that Unified Modeling Language (UML) standardized software modeling.

BPMN requires a commitment of time and energy, but the payoff in understanding and improvement can be huge. Version 2.0 builds on previous versions by providing a richer standard set of symbols and notations, allowing more detail for those who need it.

The idea behind Business Process Management is to create a life cycle of continuous improvement. The steps are model, implement, execute, monitor and optimize. BPMN diagrams play a key role in that.

Sub-models within a BPMN diagram

The diagrams are used to communicate with diverse audiences, both non-technical and technical. Sub-models allow the diverse viewers to easily differentiate between sections of the diagram, finding what’s most applicable to them. The types of sub-models are:

  • Private business processes. These are internal to a specific organization and don’t cross pools, or organizational boundaries.
  • Abstract business processes. These occur between a private/internal process and another participant or process. The abstract process shows the outside world the sequence of messages needed to interact with the private process. It doesn’t show the private/internal process itself.
  • Collaboration business processes. These show the interactions between two or more business entities.

Other diagram types

In BPMN 2, there are these other diagram types: conversation, choreography and collaboration.

  • Choreography diagram: Shows interactions between two or more participants. It also may be expanded with sub-choreographies.
  • Collaboration diagram: Shows interactions between two or more processes, using more than one pool. All combinations of pools, processes and choreography may be used in a collaboration diagram.
  • Conversation diagram: In general, this is a simplified version of a collaboration diagram. It shows a group of related message exchanges in a business process. It may be expanded with sub-conversations.

Key tips for business process modeling

  1. Clearly define the scope of the process with a beginning and end.
  2. You might first map the current business process to highlight inefficiencies before modeling a better way with BPMN.
  3. Aim for BPMN diagrams that fit on one page, even if the page is poster-sized, as some are.
  4. Lay out sequence flows horizontally. Show associations and data flows vertically.
  5. You can create different versions of the diagram for different stakeholders, depending on the level of detail needed for their role.
  6. BPMN is not appropriate for modeling organizational structures, functional breakdowns, or data flow models. Although BPMN depicts some information flows in business processes, it’s not a Data Flow Diagram (DFD.)

How to do business process modeling with Lucidchart

It's easy to make business process models with Lucidchart. After signing up, simply log in, then create a blank document or start with a template. Be sure to open the BPMN shapes library, then drag and drop shapes onto the canvas as needed.

You can also stylize lines, format text, and reposition elements to get the look you need. Afterwards, just download, export, or share your diagram however you like.