Урок по диаграммам «рыбий скелет»

Какой вариант лучше всего описывает вашу ситуацию?

Я мало разбираюсь в диаграммах «рыбий скелет», но хочу узнать больше.
Хочу создать собственную диаграмму «рыбий скелет» в Lucidchart.

Диаграмма «рыбий скелет» — мощный инструмент для решения проблем, широко применяемый в здравоохранении, проектировании и многих других областях. Узнайте, как создать «рыбий скелет» в Lucidchart!

Читается за 4 мин.

Хотите создать диаграмму «рыбий скелет» самостоятельно? Попробуйте Lucidchart! Быстро, удобно и совершенно бесплатно.

Создать «рыбий скелет»

Что такое диаграмма «рыбий скелет»?

«Рыбий скелет» также называют диаграммой Исикавы, «рыбьей кости» или причинно-следственных связей. Последнее название объясняется тем, что диаграммы этого типа позволяют установить возможные причины интересующих вас проблем или результатов. Внешне эти диаграммы действительно похожи на рыбий скелет: по центру холста проходит прямая линия, ведущая к основному вопросу (его формулирование называется постановкой проблемы). Остальные «кости», отходящие от центра, символизируют разные категории причин. В шаблон ниже мы включили шесть стандартных категорий: измерения, материалы, люди, оборудование, методы и окружающая среда. Если эти категории не вписываются в вашу ситуацию, их можно заменить на более подходящие.

Что такое причинно-следственный анализ?

Причинно-следственные диаграммы ввиду внешнего вида часто называют диаграммами «рыбий скелет». Сам же причинно-следственный анализ применяется во многих областях, включая проектирование, маркетинг и производство. Автор метода Каору Исикава разработал его как способ выделить факторы, влияющие на рабочие проблемы, особенно в сфере промышленного производства. Причинно-следственный анализ начинается с постановки проблемы или задачи, после чего коллективу предстоит рассмотреть препятствия, стоящие на пути к ее успешному решению.

Создание диаграмм быстро и легко с Lucidchart. Начните бесплатную пробную версию сегодня, чтобы начать создавать и сотрудничать.

Создать «рыбий скелет»

Диаграммы «рыбий скелет» в Lucidchart

Диаграмму причинно-следственных связей можно легко создать в Lucidchart. Чтобы начертить «скелет» вам понадобится инструмент «Линия», который можно запустить нажатием клавиши L. Курсор приобретет форму крестика, с помощью которого вы сможете протянуть линию на холсте. Попробуйте дополнить приведенный ниже шаблон недостающими линиями, а затем перетащите на них текстовые блоки, чтобы расставить метки. В Lucidchart вы также найдете ряд удобных функций, которые еще больше упростят вам работу, например, масштабирование фигур от руки, всплывающие контекстные меню и возможность загружать собственные изображения. Ну а когда диаграмма будет доведена до совершенства, вы сможете отправить ее коллегам или опубликовать онлайн.

Как создать диаграмму «рыбий скелет»

Для анализа причинно-следственных связей отлично подойдет Lucidchart — профессиональное решение для схематизации, которое безупречно работает прямо в браузере. На примере ниже показана схема мозгового штурма в коллективе, который пытается разобраться в причинах резкого спада трафика на сайте. Откройте шаблон и возьмите его за основу анализа проблем собственного бизнеса.

fishbone-diagram-example

Начало работы в Lucidchart

1. Зарегистрируйте учетную запись в Lucidchart.

2. Откройте раздел «Мои документы».

3. Нажмите «Создать» > «Создать документ».

4. Выберите шаблон «рыбьего скелета» для своего проекта или создайте пустой документ в Lucidchart.

Начните с постановки проблемы

5. Первый этап создания диаграммы «рыбий скелет» — постановка проблемы. Поскольку диаграмма предназначена для анализа причинно-следственных отношений, сформулированная проблема и будет конечным следствием или результатом. Перетащите контейнер из набора инструментов в Lucidchart (в левой части экрана) и дважды щелкните по нему мышкой, чтобы сопроводить необходимым текстом. В зависимости от вашей отрасли и конкретной ситуации, основная проблема может носить разные формулировки — от «запаздывают поставки» до «пациент повторно доставлен в больницу». Сформулировав проблему, протяните от нее прямую линию. Длина линии зависит от количества категорий, которые вы планируете включить в диаграмму.

fishbone-diagram-example

Добавьте категории

6. Теперь пора добавить линии и текстовые блоки, которые будут символизировать категории причин основной проблемы. Для этого рекомендуем пойти «от обратного», то есть сначала перечислить все возможные причины и только потом сгруппировать их по категориям. Традиционно в состав диаграммы «рыбий скелет» входит шесть категорий:

  • Оборудование

  • Методы

  • Материалы

  • Измерения

  • Матушка-природа

  • Рабочие

Если вы еще не решили, что включить в диаграмму, этот список послужит неплохой отправной точкой. Однако вы также можете выбрать собственные категории, которые более конкретно описывают вашу проблему.

Добавьте причины

7. Чтобы добавить причины, проведите дополнительные линии от линий категорий и также сопроводите их текстовыми метками. Чтобы не тянуть линию от фигуры, просто удерживайте клавишу L, и вы заметите, как курсор обретет форму крестика. Вновь нажмите на любую линию, чтобы повернуть ее или изменить ее угол. Обязательно запишите все причины, которые придут вам на ум, даже если вероятность возникновения некоторых из них сравнительно мала. Чем подробнее список, тем проще анализировать проблему.

шаблон диаграммы «рыбий скелет»

Проверьте проделанную работу

Если документ готов, пора приступать к проверке. Убедитесь, что в тексте нет ошибок, а шрифт достаточно крупный для чтения. Вся ли информация по теме включена в диаграмму? Все ли факторы правильно рассортированы по категориям? Почему бы не отправить ссылку на диаграмму коллегам и пригласить их поучаствовать в проекте?


Диаграмма «рыбий скелет» поможет вам внимательно рассмотреть причинно-следственные связи в рамках любого процесса. Зарегистрируйтесь в Lucidchart и создайте свою диаграмму. Удобно и бесплатно!

Хотите создать диаграмму «рыбий скелет» самостоятельно? Попробуйте Lucidchart! Быстро, удобно и совершенно бесплатно.

Приступим!

  • Ценообразование
  • Индивидуальный
  • Отдел
  • корпоративный
  • Запрос в отдел продаж
КонфиденциальностьЮриспруденцияКуки-файлы
  • linkedin
  • twitter
  • instagram
  • facebook
  • youtube
  • glassdoor

© 2022 Lucid Software Inc.

Fishbone Diagram Tutorial

A fishbone diagram is a powerful problem-solving tool used in healthcare, engineering, and many other industries. Find out how you can use Lucidchart to construct one.

Want to make a Fishbone Diagram of your own? Try Lucidchart. It's quick, easy, and completely free.
Make a Fishbone Diagram

What is a fishbone diagram?

A fishbone diagram is also known as an Ishikawa diagram, herringbone diagram, or cause-and-effect diagram. This is because it describes the potential causes of a given problem or outcome. The diagram resembles an actual fish bone, with a long line running down the center pointing to the main outcome, also called the "problem statement". The other bones branch out from the middle bone and represent different categories of causes. In the template below, we've shown the six standard categories, Measurements, Materials, People, Machine, Methods, and Environment. However, feel free to swap these out for categories that best fit your problem.

What is a cause and effect analysis?

A cause and effect diagram is also known as a fishbone diagram due to its appearance. Cause and effect analysis can be used in a wide variety of industries, including engineering, marketing, and manufacturing. It was invented by Kaoru Ishikawa as a way to pinpoint contributing factors in business problems, especially in the field of industrial manufacturing. When conducting cause and effect analysis, teams start with a problem or challenge, then look at which roadblocks stand in the way of success.

Make a fishbone diagram in Lucidchart

You can make your own fishbone diagram with Lucidchart. To design the skeleton, simply use the line tool by clicking the "L" key. A crosshair will appear and let you draw a line. Easily add lines to the template below, and then drag out text boxes onto the lines to properly label them. Lucidchart also supports a variety of convenient features that make diagramming easy, like draggable resizing, pop-out context menus, and custom image upload. And once you’ve finished perfecting your diagram, you can share or publish it online.

How to create a fishbone diagram

It’s simple to create your own cause and effect analysis example by using Lucidchart. It’s professional diagramming software that runs seamlessly in your browser. This example shows the brainstorming process for a marketing team that’s trying to understand why website traffic has dipped. Open our editable template to start tackling your own business’s obstacles.


Get started in Lucidchart

1. Register for a Lucidchart account.

2. Navigate to My Documents.

3. Click Create > New Document.

4. Explore and start with a fishbone diagram template or create a new document in Lucidchart.

Determine your problem statement

5. The first thing you need for your fishbone diagram is a problem statement. Since fishbone diagrams are used to analyze cause-and-effect relationships, the problem statement is your final effect or result. Drag out a box from the toolbox in Lucidchart (it’s accessible from the left side of the screen), then double-click to label it accordingly. Depending on your industry and use case, the problem could be anything from “shipments arrive late” to “patient readmitted to the hospital.” Once you have the problem statement, draw a line out from it. Your line will be shorter or longer depending on how many categories you want to include.


List categories

6.  Next, you’ll add lines and corresponding boxes to show the categories of causes for your problem statement. It might be helpful here to think backwards. First, determine all the potential causes for a problem, and then group them into categories. The traditional categories for a fishbone diagram are the six M's:

  • Machines

  • Methods

  • Materials

  • Measurements

  • Mother Nature

  • Manpower

If you’re not sure what to include, these categories are a great first step. You are also free to choose your own, more specific categories, depending on what best fits your diagram.

Add causes

7. To add causes, draw new lines from the category lines and label them with text boxes. To draw a line without dragging it out from a shape, simply hold down the L key and crosshairs will appear. Click on any line again to angle it or rotate it. Remember to add as many causes as you can think of, even if some of them are less likely to occur than others. The more details you have, the easier it will be to analyze your problem.

fishbone diagram template

Review your work

After you’ve completed the document, it’s time to review. Make sure your text is error-free and large enough to read. Did you include all relevant information, and is it organized under the right categories? Try sending a URL to a colleague and inviting them to comment or collaborate with you.